Какую оперу послушать в Москве?

Olga Degtiareva
5 min readApr 25, 2016

--

Мой топ опер, которые можно регулярно послушать в московских оперных театрах.

Про Князя Игоря много букв получилось, дальше подинамичнее.

  1. Князь Игорь (Композитор Бородин, театр Новая Опера) — Самая первая и самая любимая опера, единственная, которую я слушала несколько раз. Много раз. Для меня это квинтессенция русской культуры, в самом высоком смысле. В этой опере есть всё — музыка, подозрительно прекрасная для нашего мира =), сюжет, яркие персонажи. Очень любимая мной историческая эпоха. И о личном, и о вечном. Из того, что очень близко мне — есть герои, которые поступают правильно, непросто, но правильно, не сразу, но правильно. Ну и прекрасные глубокие образы, русской женщины, русского мужчины. В общем, загружаюсь я каждый раз после этой оперы ещё как. Но и вдохновляюсь. И страну свою люблю еще больше, вот (опера вообще патриотическая такая, не побоюсь этого слова). Ладно, о минусах оперы, особенно в качестве вашей первой, тоже надо сказать. Во-первых, тут достаточно много моментов, когда поёт хор. Это красиво, но, честно говоря, не всегда легко разобрать текст — даже жалко, что к операм на русском не делают субтитров… Кроме того, из достоинств вытекают и недостатки — на эту вещь отдыха и развлечения ради не пойдёшь, настрой какой-никакой нужен. Ну и к тому же во время пары долгих женский арий надо уметь не заскучать, а подумать о великом. Совет: соберётесь идти — перечитайте “Слово о полку Игореве”: и смотреть понятней будет, и для смежной сферы — литературной, полезно =) Опера, кстати, снискала весьма хороший отклик среди критиков (ну, тех, настоящих, которые умными непонятными словами пишут). Ах да, еще постановка красивая, в плане костюмов и оформления. Из “хитов” — “половецкие пляски”. Много-много слов про эту оперу (включая сюжет) можно почитать здесь: http://www.belcanto.ru/igor.html
  2. Тристан и Изольда (Вагнер, Новая Опера) Охх, ребята — три акта. Три акта суровой нордической истории, и три акта гениальной оперы. Знаете, кое-кто пошел на эту постановку как на первую свою оперу и остался доволен)) но мой вам совет — бегайте в буфет, если вы такие проглоты как я, без буфета будет непросто)! Ну и да, коньяк перед третьим отделением уместен! А по существу красивая история про любовь, для тех, кто не любит соплей и мимими, но любит всякие суровые решения. Постановка минималистична, все внимание на музыку и сюжет. На немецком, с субтитрами.
  3. Тангейзер (Вагнер, Станиславского) Сюжет о певце, который пропадал в гроте Венеры и предавался там всяким безобразиям, а потом вернулся на родину и стал путаться в понятиях об истинной и ложной любви (то есть даже о платонической и не очень) а также собственно об истинной и ложной любви, вере и Прощении. Мне почему-то опера кажется очень актуальной. Это вторая моя любимая опера – отличная постановка – выдержаны персонажи, классные костюмы и декорации, роскошные голоса, увертюра – шедевр мировой музыки, как по мне. (Увертюра, это такая музыка, которая звучит в самом начале, при закрытом занавесе и настраивает на нужный лад). Из забавного – несмотря на превосходный голос главной героини и светлый образ её персонажа, букеты все равно как-то больше дарили Венере, красотке в корсете и чулочках, позабавило =) Ах да, “тангейзер” — означает певец, типа менестрель.
  4. Демон (Рубинштейн, Станиславского) Скажу честно, меня подкупил Лермонтовский сюжет. У нас с Лермонтовым со старшей школы отношения какие-то тянутся. В целом, литературная часть как раз посильнее музыкальной оказалась. Любите Лермонтова — вперёд, но как первую оперу пожалуй советовать не стану — Рубинштейн всё-таки хоть и прекрасный, но не самый великий композитор, а так как при плохом раскладе второй попытки распробовать оперу вы можете себе не дать — идти лучше сразу на шедевр. Из Хитов — ария демона, которая “Я тот, кого никто не любит”. Послушайте в исполнении Шаляпина, это такая классика, что даже нам с вами знать надо.
  5. Ромео и Джульетта (Гуно, Новая Опера) Тут буду не очень субъективна – сама история входит, пожалуй, в топ литературного «не моё». Плюс к этому, исполнители… Слушайте, я всё понимаю, в опере главное голоса, а не внешность, и всё такое, но уж всему есть разумный предел, разве нет? В общем,(и это не только моё мнение), Ромео и Джульетта должны быть хоть сколько-то в возрасте главных героев — всё-таки это опера “близко к тексту” и возраст персонажей это очень важный фактор. А от визуального восприятия никуда не деться. А вот в плане красоты постановки классно — костюмы, декорации, фехтовальные сцены — супер. Кстати, постановка номинирована на “Золотую маску” — если вам это о чём-то говорит (мне не очень). Музыка красивая, простая для восприятия. Гуно как композитора вы, скорее всего, знаете по арии из “Фауста” — “Люди гибнут за металл”). Если резюмировать, хорошо сходить на эту оперу, если хочется просто хорошо провести вечер, получить эстетическое удовольствие, и если сюжет “Ромео и Джульетты” не вызывает отторжения.
  6. Лоэнгрин (Вагнер, Новая Опера) Сюжет их тех, которые о великом и об отношениях одновременно. Кто не читал, советаю загуглить — классика мировой мифологии. Очень со вкусом, элегантно и уместно классическая постановка разбавлена совершенно современным главным героем. Если вы далеки от классической музыки, знакомых мелодий тут вы можете вовсе не услышать, но это не страшно — вагнеровская музыка всегда очень характерная, если вам нравится она вообще, понравится и Лоэнгрин. На немецком, но будут субтитры.
  7. Борис Годунов (Мусоргский, Новая Опера) Ещё один шедевр русской музыки. Не ждите от Мусоргского лёгкой музыки и лёгких сюжетов вообще никогда. Но всегда ждите музыкальных шедевров и очень большого соответствия музыки заявленной теме. Литературно — друг жаловался, что у Пушкина драма-то государственная была, а тут личная. Но всё равно, это глубокие внутренние переживания, ничего поверхностного не будет. В новой опере идёт, кажется, в немного сокращенном виде. Еще идёт в Большом — если вы были, поделитесь впечатлениями. Кстати, недавно один Рене Паппано, известный в музыкальной среде, сказал к английской аудитории перед концертом русской музыки следующее: «Это настолько русская музыка… трудно передать словами. Впрочем, вы поймете, о чём я, вы её обязательно узнаете!». Вот я думаю, что и вы поймете, в Мусоргском и Бородине столько русского, что не только в этой музыке, но и в себе самом можно ненароком узнать русского, услышав её.

Совсем ничего нет про итальянцев =( Хотя это целый большой отдельный пласт. Я ни разу не была на итальянских операх, потому что мне не по душе сюжеты. Но музыка и постановки там совершенно замечательные. Не поленитесь, послушайте Верди, может быть это то, с сего вам будет хорошо начать.

В качестве компенсации посмотрите классно видео с известной арией из Травиаты — вот такой способ популяризации оперы придумали в Милане. Классно, по-моему!

Друзья, заинтересовала ли вас какая-то опера? Напишите какая, мне очень интересно, что близко вам!

Также дополняйте своими обзорами, пишите в комментах или кидайте мне лично — я и сама буду рада развить свой кругозор, я еще начинающий операман =)

--

--